Основы монтажа
Авторский видео-курс, 7 уроков
В уроках, в краткой форме рассказано про основные составляющие кино. Каждый раздел дополнен реальными фрагментами из фильмов, иллюстрирующих повествование.
- Составные части фильма
- Классификация планов по крупности и количеству людей в кадре
- Типы склеек
- Эффект Кулешова
- Популярные приёмы монтажа
- Параллельный и Перекрёстный монтаж
- Линейность события
1. Составные части фильма
В уроке использованы отрывки из фильмов:
- "От семьи не убежишь", реж.: Дани Бун, 2018
- "Новые времена", реж.: Чарли Чаплин, 1936
- "Бёрдмэн", реж.: Алехандро Гонсалес Иньярриту, 2014
- "В джазе только девушки", реж.: Билли Уайлдер, 1959
- "Верёвка", реж.: Альфред Хичкок, 1948
- "007:Спектр", реж.: Сэм Мендес, 2015
- Рекламный ролик "Milk Mustache", Dwayne The Rock Johnson
2. Классификация планов по крупности и количеству людей в кадре
В уроке использованы отрывки из фильмов:
- "Вечная жизнь Александра Христофорова", реж.:Евгений Шелякин, 2018
- "Корпорация монстров", студия Pixar, 2002
- "Тайна Коко", студия Pixar, 2017
- "Пол - секретный материальчик", реж.: Грег Моттола, 2011
- "Вверх", студия Pixar, 2009
- "Боги Египта", реж.: Алекс Пройас, 2016
- "Джентельмены", реж.: Гай Ричи, 2020
- "Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца", реж.: Гор Вербински, 2006
3. Типы склеек
В уроке использованы отрывки из фильмов:
- "Однажды в Голливуде", реж.: Квентин Тарантино, 2019
- "Операция Ы и другие приключения Шурика", реж.: Леонид Гайдай, 1965
- "Рапунцель. Запутанная история", Walt Disney, 2010
- "Назад в Будущее", реж.: Роберт Земекис, 1985
- "Начало", реж.: Кристофер Нолан, 2010
- "Зомби по имени Шон", реж.: Эдгар Райт, 2004
- "V — значит вендетта", реж.: Джеймс МакТиг, 2005
- "Титаник", реж.: Джеймс Кэмерон, 1997
- "Фарго. 4 сезон", реж.: Ной Хоули, 2020
4. Эффект Кулешова
В уроке использованы отрывки из фильмов:
- "Человек с бульвара Капуцинов", реж.: Алла Сурикова, 1987
- "Бриллиантовая рука", реж.: Леонид Гайдай, 1969
- "Не шуметь (Безумные подмостки)", реж.: Питер Богданович, 1992
- "Пассажиры", реж.: Мортен Тильдум, 2016
- "Иван Васильевич меняет профессию", реж.: Леонид Гайдай, 1973
- "Вечная жизнь Александра Христофорова", реж.:Евгений Шелякин, 2018
- "Человек-волк", реж.: Джо Джонстон, 2010
- Видео-клип группы Rammstein "Радио"
5. Популярные приёмы монтажа
В пятом уроке использованы отрывки из фильмов:
- "Домашний арест", реж.: Петр Буслов, 2018
- "Однажды в Голливуде", реж.: Квентин Тарантино, 2019
- "Люди в чёрном", реж.: Барри Зонненфельд, 1997
- "Рапунцель. Запутанная история", Walt Disney, 2010
- "Гладиатор", реж.: Ридли Скотт, 2000
- "Беги, Лола, беги", реж.: Том Тыквер, 1998
- Видеоклип Alex Gaudino - Destination Calabria
- Рекламный ролик Apple: Get a Mac
- "Величайший шоумен", реж.: Майкл Грэйси, 2017
- "Вверх", студия Pixar, 2009
- "Начало", реж.: Кристофер Нолан, 2010
- "Космическая Одиссея. 2001", реж.: Стенли Кубрик, 1968
- "Иван Васильевич меняет профессию", реж.: Леонид Гайдай, 1973
- "August Rush", реж.: Кирстен Шеридан, 2008
- "Пираты карибского моря. На странных берегах", реж.: Роб Маршалл, 2011
- "Омерзительная восьмёрка", реж.: Квентин Тарантино, 2015
- "Матрица. Перезагрузка", реж.: Лана Вачовски, Лилли Вачовски, 2003
- "Матрица", реж.: Лана Вачовски, Лилли Вачовски, 1999
- "Безумный Макс: Дорога ярости", реж.: Джордж Миллер, 2015
6. Параллельный и Перекрёстный монтаж
В шестом уроке использованы отрывки из фильмов:
- "Трансформеры. Тёмная сторона луны., реж.: Майкл Бэй, 2011
- "Мир дикого запада (Westworld). 1 сезон.", реж.: Ричард Дж. Льюис, Джонни Кэмпбелл, Джонатан Нолан, 2016
- "Начало", реж.: Кристофер Нолан, 2011
- "Форсаж", реж.: Роб Коэн, 2001
- "Индиана Джонс. В поисках утерянного ковчега.", реж.: Стивен Спилберг, 1981
- "Фарго". 2 сезон., реж.: Рэндолл Айнхорн, Адам Аркин, 2015
- "Бриллиантовая рука", реж.: Леонид Гайдай, 1969
7. Линейность события
В седьмом уроке использованы отрывки из фильмов:
- "Конг: Остров Черепа", реж.: Джордан Вот-Робертс, 2017
- "В джазе только девушки", реж.: Билли Уайлдер, 1959
- "Бриллиантовая рука", реж.: Леонид Гайдай, 1969
- "Матрица. Перезагрузка", реж.: Лана Вачовски, Лилли Вачовски, 2003
- "Люди в чёрном 2", реж.: Барри Зонненфельд, 2002
- "Кавказская пленница", реж.: Леонид Гайдай, 1967
- "Назад в Будущее", реж.: Роберт Земекис, 1985
- "Парк юрского периода", реж.: Стивен Спилберг, 1993
- "Пролетая над гнездом кукушки", реж.: Милош Форман, 1975
- "Гладиатор", реж.: Ридли Скотт, 2000
- "Волшебник страны ОЗ", реж.: Виктор Флеминг, Джордж Кьюкор, 1939
- "Криминальное чтиво", ркж.: Квентин Тарантино, 1994
- "Железный человек 3", реж.: Шейн Блэк, 2013
- "Цельнометаллическая оболочка", реж.: Стэнли Кубрик, 1987
- "HuDunnIt?", сериал производства Mayor of London
- "Братья Блюз 2000", реж.: Джон Лэндис, 1998
PS. Как этот курс был сделан:
Периодически общаясь с начинающими кинематографистами я обнаружил, что многие не владеют азами - "языком кино". Начитавшись и насмотревшись различных уроков в интернете, я понял, что в них очень много "воды" и часто отсутствует структура повествования. Всё это было решено исправить, а тут ещё и время появилось...
Надеюсь вам понравились мои Уроки )
-
Камера:
Panasonic Lumix GH-4 (объектив Panasonic 12-60)Снято на хромакей с разрешением 4K, для того, чтобы иметь возможность монтировать с разной крупностью. -
Телесуфлёр:
Apple iPad + PagesИспользовалась программа Pages в режиме "презентации". -
Микрофон:
Blue ReactorЗапись и обработка звука: Logik Pro X. Снято в звукозаписывающей студии "7 нот". -
Монтаж:
Apple Final Cut Pro XКеинг, цветокоррекция, сведение звука, монтаж, сделаны стандартными средствами в Final Cut Pro X. -
Графика, Титры:
Apple MotionЗаранее в Motion были созданы все заставки и титры. В процессе монтажа необходимая анимация была нарисована в программе Motion или с помощью кейфрейм-анимации в Final Cut Pro X.
Как был создан курс, подробнее:
У моего друга Ильи Чижикова, в Казани, есть ствоя звукозаписывающая студия с уже установленным хромакеем, минимально-достаточным освещением и самое главное - профессиональным звуком. Там и было решено снимать весь материал. Все семь уроков мы сняли за 2 часа (минут 40 ушло на тесты разных микрофонов и настройку).
Снято на фокусном расстоянии 24 мм (размеры комнаты ограничили наши возможности).
Для ускорения работы использовался iPad в качестве телесуфлёра, закреплённый на стойке над камерой.
Звук писался параллельно на камеру и на студийный микрофон (в Logik Pro X звук с микрофона сразу обрабатывался фильтрами).
На первом этапе был синхронизирован звук голоса со студийного микрофона и камеры в каждом уроке отдельно. Это сделано стандарными средствами FCPX.
Следующим был кеинг. На меня (спикера) была наложена маска, отрезавшая микрофон, который попал в кадр и стандартным эффектом кеинга был вырезан зелёный фон хромакея.
В полученных, синхронизированных по звуку клипах были удалены лишние дубли и ошибки.
Самым сложным и трудоёмким был отбор кино-материала (около 90% времени монтажа потрачено на подбор видео): я решил, по возможности, не повторяться (в сети много одинаковых примеров) и постарался максимально интересно собрать материал. Отдельные фрагменты я сначала вырезал с помощью QuickTime-проигрывателя, а затем они отправлялись в монтаж в FCPX.
На монтаж каждого урока было потрачено (с учётом отбора кино-матриала) от 1 до 2-х дней.
Если вам потребуется "свой" курс - вы знаете к кому обращаться ))).